78 миллионов на умный транспорт: проект КузГТУ выиграл грант РНФ при поддержке НОЦ «Кузбасс – Донбасс»

Кластер инновационного машиностроения Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева выиграл грант 78 млн рублей, из них 18 млн рублей выделит индустриальный партнёр и заказчик проекта – ПАО «КАМАЗ». Средства направят на создание интеллектуальной системы прогнозной диагностики транспортных средств. Работа будет проводиться в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».

«С помощью оригинальных алгоритмов информация о состоянии техники будет непрерывно направляться в бортовую систему, которая заблаговременно предупредит водителя о потенциально опасных дефектах. Такой подход позволит перейти от планового ТО к обслуживанию техники по фактическому состоянию, что сократит эксплуатационные расходы и повысит безопасность водителей», – отметил губернатор Кузбасса Илья Середюк.

Всестороннее содействие в подготовке заявки оказал научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс – Донбасс», интегрирующий возможности науки и промышленности региона.

Будучи одним из ключевых участников НОЦ, КузГТУ успешно реализует серию масштабных проектов для промышленных предприятий. Среди них – разработка и создание беспилотного карьерного самосвала по заказу ПАО «КАМАЗ» в рамках комплексной программы «Чистый уголь – зелёный Кузбасс» линейки уникальных тяжёлых самосвалов различной грузоподъёмности. Победа в грантовом конкурсе РНФ укрепляет позиции университета как лидера в области создания интеллектуальных транспортных систем.

В рамках нового проекта коллектив учёных КузГТУ займётся разработкой комплекса программно-аппаратных решений для мониторинга состояния ключевых узлов и агрегатов транспортного средства в режиме реального времени. Уникальность системы заключается в применении методов искусственного интеллекта.

В основе разработки – анализ потока данных, непрерывно поступающего от CAN-шины автомобиля, которая объединяет данные о работе двигателя, трансмиссии, тормозной системы и других критически важных модулей. Для их обработки непосредственно в бортовой вычислительной системе будет применяться компактная нейронная сеть, способная выявлять сложные зависимости и аномалии, не улавливаемые стандартными диагностическими методами.

Внедрение данной разработки знаменует переход от планового технического обслуживания к обслуживанию по фактическому состоянию, что соответствует мировым тенденциям в транспортной инженерии. Разработка направлена на повышение уровня безопасности за счёт заблаговременного предупреждения водителя о потенциально опасных отказах и дефектах. Кроме этого, безопасность движения может быть повышена за счёт подсказок водителю о выборе наиболее экономичных режимов движения в той или иной дорожной обстановке. Ожидается значительный экономический эффект благодаря снижению аварийности и переходу на прогнозное обслуживание, что позволит сократить эксплуатационные расходы и затраты на ремонт. Особое значение имеет реализация политики импортозамещения через использование отечественной элементной базы и оригинальных алгоритмов.

Партнёрство с ПАО «КАМАЗ» на всех этапах проекта обеспечит соответствие прототипа требованиям современного автомобилестроения и его готовность к внедрению в перспективные модели коммерческого транспорта. Итогом работы станет создание лабораторного образца системы, который пройдет все необходимые испытания и будет готов к передаче индустриальному партнёру для внедрения в производство.