Арктический НОЦ: ориентир на запросы партнеров и рынка

Молодые архангельские ученые, которые только формируют свою карьеру, прошли практико-ориентированный курс повышения квалификации в рамках программы «Развитие и продвижение научно-исследовательских и технологических проектов» центра развития компетенций НОЦ «Российская Арктика».

Бизнес-эксперты - управляющие партнеры консалтинговой группы Biztrack, Ольга Горелова и Андрей Майер рассказали участникам семинара о том, как правильно формировать команду проекта, определить целеполагание, изыскивать дополнительные ресурсы для исследований, и как презентовать научные результаты.

Слушателями стали, как преподаватели, так и студенты, которые являются исполнителями по мероприятиям дорожной карты НОЦ «Российская Арктика». 

 

При разборе причин, что не получается в системе реализации НИОКРов, было выявлено, что ученые, которые занимаются разработкой и реализацией своих исследовательских проектов не всегда ориентируются на запрос индустриальных партнеров.

 

В основном исследования проводятся за счет бюджета - через систему федеральных или региональных грантов. Но госсубсидия - это дополнительная поддержка, а не основной источник финансирования проекта. Сегодня необходимо и умение привлекать внебюджетные средства, для этого необходим постоянный диалог с индустриальными партнерами.

 

- Я физиолог. Пять лет получала образование в университете, еще четыре года - в аспирантуре. Никакой коммерческой жилки у меня нет, - говорит участница курсов повышения квалификации, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ Таисия Ширяева. - - Нас учили проводить исследования, писать статьи и заявки на гранты , но никогда не рассказывали, как наши исследования коммерциализировать и продавать - уметь «упаковывать» свой продукт.

Независимо от направления исследований при формировании команды должны быть востребованы не только химики или физики и технологи, но и специалисты, обладающие актуальными маркетинговыми компетенциями для того, чтобы продвигать свой научный проект.

 

Важной составляющей здесь является анализ рынка. Например, во что обойдется внедрение новой разработки инновационного строительного материала конечному потребителю. Сколько понадобится ресурсов для производства продукта, есть ли они в регионе, каковы сроки доставки, если везти из другого, стоимость электроэнергии – первоочередные вопросы для практической реализации научной разработки. Немаловажно знать, что есть у конкурентов заказчика, и что предлагают коллеги-ученые из другого института. Если их предложения уже внедрены, то. возможно, вкладываться в данный проект просто не стоит. Либо его надо существенно оптимизировать. 

 

В рыночных условиях заниматься чистой наукой недостаточно. Необходимо знать, как правильно преподнести идею, а также представить полученный результат. Презентация на выставке - один из критериев успешной реализации технического проекта. Могут появиться новые потенциальные партнеры из других регионов, а значит и средства на дальнейшие разработки с привязкой к особенностям иной территории.

 

- Я благодарна дирекции НОЦ за организацию этих курсов, - сказала в завершение Таисия Ширяева. - Мы поняли, что сейчас без таких знаний просто никак. Не скажу, что я стала специалистом, но алгоритм действий теперь понятен. Я занимаюсь исследованиями постурального баланса, это наше равновесие и ходьба. Прямых конкурентов у нас вроде бы нет. Но если посмотреть, что делается в мире… Я полагаю, что смогу передать полученные знания своим студентам, с которыми будем готовить заявки на такие конкурсы как «Умник». И полученные знания нам очень помогут.