Яркий пример — новый совместный проект двух лабораторий Евразийского НОЦ для РЖД. Речь идет о проблеме так называемых «всплесков» на железнодорожных путях, где балластный слой из щебня теряет свою сыпучесть. Под давлением и вибрацией от проходящих поездов щебень слипается и начинает двигаться монолитным пластом, что приводит к деформации путей и влечет за собой серьезные экономические издержки.Для решения этой проблемы на базе Башкирского государственного педагогического университета объединили усилия молодежная лаборатория «Прикладная физика и технологии наносенсорики» под руководством Рамиса Каримова и научная лаборатория «Биотехнология живых систем», располагающаяся в Межвузовском кампусе Евразийского НОЦ, под руководством Эльзы Халитовой.
— Во время командировки в Самару мы познакомились с сотрудниками Самарского университета путей сообщения. Они рассказали нам о такой проблеме, как «всплески», когда щебень, используемый в РЖД дорогах, теряет свои свойства. Это позволило нам совместно с лабораторией нанотехнологий сразу же предложить вариант решения, и мы уже приступили к исследованиям, - отметила Эльза Халитова. Сейчас ученые анализируют состав образцов щебня, чтобы понять причину их «слипания». Следующим шагом станет разработка специальных гидрофобных растворов, которые предотвратят адгезию частиц под давлением и вибрацией, сохранив подвижность балластного слоя. Это наглядный пример того, как лаборатории, созданные при поддержке Евразийского НОЦ, не просто ведут исследования, а уже демонстрируют реальный отклик на запросы крупнейших промышленных компаний, переводя фундаментальную науку в практическую плоскость.




