
Образовательные программы центра развития компетенций НОЦ «Российская Арктика» связаны с технологическими проектами индустриальных партнеров. В этот раз обучение было разбито на три части. И хотя аудитория была подготовленная, каждый из слушателей, как минимум, имел базовую институтскую подготовку по математическому моделированию, первый курс был посвящен
знакомству с программой NX, с ее основными возможностями и инструментами.
Вторая часть - создание сложных криволинейных поверхностей разными методами, а также их редактирование, была тесно связана с практическим заданием - моделированием шлема, которое каждый выполнял индивидуально.
Завершающий третий курс – непосредственно сам реверс инжиниринг.
- Нам предоставили для образца некоторые модели - более сложные прикладные вещи, похожие на те, что надо будет делать на производстве. На них и отрабатываем, - рассказал преподаватель, консультант по решениям CAD компании «Коннектив ПЛМ» Максим Нехорошев. - Представить современное промышленное развитие без 3D-моделирования уже невозможно. Новое оборудование
удобнее и практичнее сначала создавать, как цифровой макет, на котором можно сразу все оценить – и процесс сборки, и работу этого изделия.
Сделать цифровой 3D-двойник в программе логически проще и дешевле, чем в металле. Наложив прямо в компьютере кинематические связи можно посмотреть, как будет работать все устройство.
Еще на этапе проектирования, что-то изменить и усовершенствовать. - С программой NX мы знакомы и уже работаем в ней, - отметила инженер-конструктор центра пропульсивных систем ЦС «Звездочка» Елена Земцовская. - При проектировании мы изначально
идем от цифровой 3D-модели нашего продукта. Это движетельно-рулевые комплексы, колонки, подруливающие устройства, водометы. По своему опыту знаю, такие сложные поверхности в других программах создать практически невозможно. Можно сделать только NX. Поэтому нам очень важно это обучение. Такие знания по настройкам всех параметров, которые дал Максим Владимирович, самим найти сложно.
- Для меня это новая программа. Ранее я работал в «Блэндер», либо в «Компас», - поделился впечатлениями старший преподаватель кафедры информационных систем и информационной безопасности САФУ Евгений Сергеевич Хаймин. - Курсы очень серьезные, раскрывают большие возможности системы. Мы узнали, как можно делать многие вещи разными способами, добиваясь
при этом лучшего результата при оптимизации или создании моделей.
Развитие 3D-печати сложных производственных изделий, в том числе и в металле, - требование времени. Особенно с учетом текущей геополитической ситуации.
- Аддитивное производство при создании каких-то сложных конструкций сейчас очень актуально, - подчеркнул Максим Нехорошев. - Иностранное оборудование, которое рано или поздно начнет выходить из строя, необходимо будет ремонтировать. При существующих санкциях придется заниматься этим вплотную. С помощью металлического порошка можно напечатать деталь любой
сложности. Но без математических моделей тут не обойтись.
При создании 3D-модели разрабатывается рабочая конструкторская документация - пакет чертежей и информации о том, из каких сплавов состоит деталь, какой металл используется, какие антикоррозионные характеристики и свойства данного материала и детали должны быть.
- Наш пИндустриальный партнер НОЦ «Российская Арктика» - центр пропульсивных систем ЦС «Звездочка» несколько лет назад закупил у Санкт-Петербургского морского технического университета оборудование по 3D-печати металла для производства сложных деталей, - продолжил тему начальник экспертно-аналитического отдела НОЦ «Российская Арктика» Дилмурад Яхяев. –
ОниПредприятие работаюет с печатью элементов сложных конструкций, в первую очередь, винтов. Простые - легче отлить, но, например, изготовить так деталь извивающейся системы охлаждения – это просто не получится.
– Курсы были подобраны таким образом, чтобы повысить квалификацию сотрудников САФУ и «Звездочки» для дальнейшей работы по этому направлению, - резюмировал начальник экспертно- аналитического отдела НОЦ «Российская Арктика» Дилмурад Яхяев. - Наши коллеги – университетская команда айтишников и материаловедов под руководством Алексея Прохорова, в рамках международного проекта Коларктик в прошлом году выполняли работу по направлению аддитивных технологий. Мы совместили два промышленных направления и у нас получилось единое
- «Аддитивные технологии в судостроении и судоремонте». На следующем этапе мы планируем закупить схожее программное обеспечение в САФУ, чтобы создавать уникальные модели. Это и есть импортозамещение. Сам проект - это наше дальнейшее развитие. На основе прообраза центра инженерных разработок появляются новые компетенции у преподавателей, которые они будут передавать студентам.