
Эксперты НОЦ «Енисейская Сибирь» оценили связь между экономическим ростом и автотранспортным загрязнением в крупных городах России. Выяснилось, что по мере роста благосостояния городов загрязнение от автомобильного транспорта не снижается, что противоречит известной гипотезе – Экологической кривой Кузнеца. Следовательно, как отмечают авторы исследования, для разрешения проблемы автомобильного загрязнения необходимы экономические и институциональные реформы.
Экологическая кривая Кузнеца – это эколого-экономическая математическая модель, описывающая связь между уровнем экономического развития и негативной нагрузкой на окружающую среду. Согласно предположению, деградация окружающей среды нарастает с ростом богатства, но только до определенного момента – после наблюдается снижение загрязнения. Исходя из этой гипотезы, состояние окружающей среды улучшается благодаря изменению структуры потребления и совершенствованию технологий.
Учёные Сибирского федерального университета в рамках деятельности НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь» рассмотрели данную гипотезу, чтобы разобраться, происходит ли улучшение экологической обстановки с ростом благосостояния. В качестве индикатора был выбран уровень автотранспортных выбросов в крупных городах Российской Федерации.
«Автотранспортное загрязнение атмосферного воздуха является серьезной проблемой для жителей многих городов нашей страны. Мы изучили открытую статистику по 56 городам, основным критерием для их отбора стала численность населения более трёхсот тысяч человек (за исключением городов Федерального значения). Полученные результаты отражают результативность сложившихся на данный момент времени политических, экономических и потребительских практик в борьбе с автотранспортным загрязнением», - сообщил соавтор исследования, инженер-исследователь лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития СФУ Даниил Зиязов.
Исследователи проанализировали данные периода с 2013 по 2018 гг. Оказалось, в частности, что к концу этого временного промежутка наибольшие объемы выбросов от автомобильного транспорта наблюдались в Екатеринбурге (194,5 тысяч тонн), Перми (138,3 тысяч тонн) и Самаре (105,3 тысяч тонн). В Красноярске, по сравнению с другими городами миллионерами, были менее негативные показатели (76,3 тысячи тонн).
Помимо уровня экономического развития городов учёными исследовалось влияние других социально – экономических показателей, при этом многие перспективно значимые факторы не анализировались в силу ограниченности муниципальной статистики. Совмещая результаты исследования с выводами коллег, эксперты НОЦ «Енисейская Сибирь» определили, что уровень загрязнения от автомобильного транспорта на уровне городов в наибольшей степени зависит от численности населения города и размеров автопарка – то есть, уровня автомобилизации. Важными факторами также выступают структура автопарка по возрасту и экологическим классам, стоимость топлива и существующее природоохранное законодательство в сфере автомобильного транспорта. Большое значение имеют пространственные характеристики городов – плотность населения, развитость дорожной инфраструктуры и системы общественного транспорта. В целом же, гипотеза экологической кривой Кузнеца оказалась несостоятельной применительно к зависимости экологического (автомобильного) загрязнения от уровня благосостояния горожан – картина оказалась гораздо сложнее.
«Наиболее перспективными шагами, позволяющими снизить автотранспортное загрязнение в крупных городах, нам представляются следующие: во-первых, нужно изменить налоговое законодательство на уровне регионов и Федерации, чтобы учитывать негативные эффекты использования автомобилей и осуществлять принцип «загрязнитель платит». Во-вторых, требуются инвестиционные программы, направленные на развитие общественного транспорта. Наконец, нужны программы субсидирования и льготного налогообложения для инфраструктурных проектов в сфере низкоуглеродного транспорта. Очень важно гармонизировать интересы общества и коммерческих компаний в сфере автомобильных перевозок», - продолжил Даниил Зиязов.
По словам руководителя исследования, заведующего лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития СФУ Антона Пыжева, в Красноярске уже реализуется ряд похожих инициатив. В частности, периодически обновляется состав общественного транспорта, создана одна из крупнейших сетей зарядных станций для электромобилей в России; реализуется проект по созданию интеллектуальной системы мониторинга и управления дорожным движением.
«Важно создавать стимулы для экономного потребления среди основной массы автолюбителей – это потребует модернизации системы налогообложения личного транспорта и неизбежного роста платежей. Поэтому решение данного вопроса лежит прежде всего в социальной плоскости: начать платить сегодня за постепенное улучшение качества атмосферного воздуха или продолжать откладывать экологизацию экономики», – резюмировал Антон Пыжев.