В Пермском Политехе выяснили, какие отечественные материалы помогут сократить износ газоперекачивающего оборудования

Учёные Пермского Политеха (ПНИПУ, участник НОЦ "Рациональное недропользование") определили отечественный композиционный материал, который может эффективно заменить импортные аналоги в компрессорах газотурбинной установки. Компрессоры используются в транспортировке попутного нефтяного газа для создания давления в перекачивающей системе.

 

— Хорошо зарекомендовал себя пластинчатый компрессор. В отличие от винтовых и поршневых, он непритязателен к степени очистки газа и проще в

обслуживании, — объясняет доктор технических наук, профессор кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Анна Каменева. Пластины для

него преимущественно изготавливаются из композиционных материалов. Ранее материалы закупались за границей.

Ученые Пермского Политеха поставили себе задачу найти отечественную альтернативу. Исследователи провели ряд экспериментов с четырьмя образцами

материалов, близкими по свойствам к органопластику, из которого изготавливаются пластинчатые компрессоры Ro-Flo (США), для определения интенсивности их износа и коэффициента трения.

— Опыты со смазкой моторным маслом показали, что наиболее близкие к базовому образцу характеристики имеет один из видов органопластика из ткани

ТТСВМ и связующего ЭП-5122. Этот материал лёгок и прочен, благодаря чему востребован не только в машиностроении, но и авиации и изготовлении амуниции,

— рассказывает автор разработки, аспирант кафедры «Инновационные технологии машиностроения» Антон Яновский.

Дополнительно для материала эксперты рекомендуют использовать плёнку или моторное масло с фторосодержащими веществами. Это придаст ему

гидрофобность и снизит коэффициент трения. Технология позволит не только заменить отслужившие импортные детали компрессора вреда для оборудования,

но и увеличит срок его жизни.

Результаты экспериментов опубликованы в журнале «Chemical and Petroleum Engineering» (№58, 2022). Исследование выполнено в рамках реализации

программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030» и соответствует приоритетному направлению «Энергетическое машиностроение»

Пермского НОЦ.